12+
Сегодня:
20 Мая

  • Генерал-майор авиации Анпилов Анатолий Андреевич

    2014-05-0801041ГОРОД Старый Оскол – родина генерал-майора авиации Анатолия Андреевича Анпилова. Здесь в 1914 году он родился в семье рабочего.

    Отец будущего генерала работал на маслозаводе, железнодорожной станции, у кустарей обжигал кирпич. В годы первой мировой и гражданской войн был на фронте, а затем стал профессиональным военным. Был одним из первых военкомов Белгорода, заместителем губернского военкома города Воронежа.

    Свою мечту стать летчиком Анатолий осуществлял последовательно. Сначала окончил семилетнюю фабрично-заводскую школу, затем, обучаясь в Воронежском коммунально-строительном техникуме, посещал занятия в планерном кружке аэроклуба. В 1933 году по комсомольской путевке был направлен в 7-ю Сталинградскую военную школу летчиков. В 22 года Анатолий Анпилов стал летчиком бомбардировочной авиации и посвятил ей всю жизнь.
    Во время Великой Отечественной войны Анатолий Андреевич воевал на Западном, Юго-Западном, Сталинградском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах, участвовал в Курской, Орловской, Брянской, Севской, Гомельской, Мозырьской операциях.
    Летом 1943 года Анпилов участвовал в битве на Курской дуге. Вот что вспоминал он в своем письме о подготовке к этой битве:
    «О том, что войска Центрального фронта готовятся к грандиозной битве на Курской дуге, для нас, летчиков 16-й воздушной армии, не было секретом. Еще в мае 1943 года наш 799-й бомбардировочный авиаполк укомплектовали самолетами и летным составом до полного штата. Экономя ресурсы, нас реже посылали на боевые задания. От нас требовали тщательной маскировки аэродрома и самолетов. Разрешали учебные полеты на слетанность с молодым летным составом…».
    Много живой силы и техники было уничтожено им за время битвы на Курской дуге. По неполным данным, за 1943 год эскадрилья под командованием Анпилова уничтожила 11 танков, 118 автомашин, 10 орудий, 4 паровоза, 7 тягачей, пять минометных батарей и сотни гитлеровцев. Всего за годы Великой Отечественной войны он совершил 185 успешных боевых вылетов и нанес большие потери в живой силе и технике. Два раза был ранен. Десять раз прилетал на свой аэродром на изрешеченном осколками снарядов самолете. Три раза на подбитом самолете производил вынужденную посадку.
    Весь личный летный состав старался как можно быстрее разгромить врага. В 779-м Калинковичском бомбардировочном авиационном полку, где служил Анатолий Андреевич, развернули соревнование за увеличение бомбовой загрузки самолетов: вместо 600-700 килограммов бомб стали брать по 1000 килограммов, а то подвешивали и до 1200. Все во имя Победы!
    Вспоминал Анпилов о том, что, выполняя задание командования Сталинградского фронта о доставке сведений о подходе резерва противника, его экипаж проявил летное мастерство. Из полка, в котором служил Анатолий Андреевич, были посланы два экипажа, но они не вернулись на аэродром. Тогда было приказано лететь Анпилову – командиру I-й авиационной эскадрильи. Выбрав момент, когда над аэродромом не было истребителей противника, он взлетел на бреющем полете и ушел в сторону сельских полей. В 20-30 километрах от аэродрома виражами набрал высоту 6 тысяч метров и лег на курс. На станции Котельниково увидел большое скопление войск и техники, шла выгрузка танков, а со стороны города Калач к Сталинграду двигалась большая колонна моторизованных войск противника. Сбросив часть бомб и сфотографировав объекты, самолет взял обратный курс. Но вдруг Анпилов увидел летящий навстречу самолет противника – двухмоторный истребитель Ме–110. Предупредив экипаж, перешел в крутое пикирование. Скорость самолета быстро нарастала, ломило в ушах и голове, продавились стекла. Потребовались большие усилия, чтобы выйти из пикирования на высоте 200 метров. Самолета противника больше не было видно. Экипаж благополучно добрался до аэродрома. Потом стрелок-радист рассказывал Анпилову, что фашистский самолет пытался догнать их, но быстро вышел из пикирования и улетел. Командованию были доставлены ценные данные.
    Как боевой командир эскадрильи и экипажа Анатолий Андреевич пользовался большой любовью и уважением. Их эскадрилью называли «анпиловцами», а его «отцом». Воспитание подчиненных примером личной храбрости и отваги было девизом в жизни этого человека. Рискуя своей жизнью, он не раз выручал своих товарищей, попавших в трудное положение. Решительный и бесстрашный летчик обладал отличным знанием техники, умением пилотировать и маневрировать в условиях зенитного огня.
    После Великой Отечественной войны Анатолий Андреевич окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию с присвоением звания полковника. Командовал авиационным полком, был заместителем командующего воздушной армии. За годы военной службы ему пришлось осваивать и летать на 15 типах поршневых и реактивных бомбардировщиков, он неоднократно участвовал в воздушных парадах над Москвой. Одним из первых летчиков ВВС на самолете ИЛ-28 освоил полеты в сложных метеоусловиях с применением различных систем посадки самолетов, за что в 1950 году ему было присвоено звание «Военный летчик I класса».
    Родина высоко оценила боевые подвиги нашего земляка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года командиру эскадрильи 779–го бомбардировочного авиационного полка капитану Анпилову Анатолию Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды и одиннадцатью медалями. Некоторые из них, в том числе личные вещи, он завещал Старооскольскому краеведческому музею, своим землякам.
    В 1971 году Анпилов был уволен в запас в звании генерал-майора. Являлся членом комитета ветеранов 16-ой воздушной армии. Будучи на пенсии, принимал активное участие в общественной жизни Ленинграда, где жил последние годы. Не забывал и любил свою малую родину, часто гостил у родственников, переписывался и встречался с однополчанами.
    На площади Победы, что у кинотеатра «Быль», установлены бюсты старооскольцев - Героев Советского Союза. Среди них бюст Анатолия Андреевича Анпилова как благодарная память потомков о генерал-майоре авиации, нашем прославленном земляке.

    Материал из фондов музея подготовила научный сотрудник краеведческого музея
    Л.Н.КАЛАБУХОВА.

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Конкурс

EUR20/0564.630
EUR20/0572.250
Старый Оскол: ночью

АРХИВ

Выберите номер:

Голосование

Лучше, если газета станет еженедельником?


Каталог предприятий

    ▼ Развернуть

    Фотогалерея

    Партнеры

    Интервью