12+
Сегодня:
19 Сентября

  • Малым рекам - жить!

    2014-06-1701066ЧАСТО большие реки сравнивают с кровеносными артериями. Если так, то малые реки – это капилляры. Малые водные объекты – реки, озера, пруды – важная часть нашей малой родины.

    За последние 30-40 лет водные проблемы существенно обострились в связи с антропогенным прессом на природу, как в бассейнах самих рек, так и в руслах. Реки, пруды, озера начинают болеть: вода становится грязной, мутной, постепенно угасает жизнь в воде. Малые водоемы могут умереть и исчезнуть навсегда. Вот поэтому так важно остановить процесс гибели малых водных объектов.
    На протяжении нескольких лет обучающиеся станции юных натуралистов, учащиеся сельских школ проводят исследования водных объектов Старооскольского района. Цель проводимых исследований – выявить загрязняющие источники, определить класс чистоты воды и степень загрязнения водного объекта, выявить влияние близкорасположенных загрязняющих источников на степень загрязнения воды.


    По внешнему виду и по запаху каждый может определить очень сильно загрязненные водоемы. Нам не захочется купаться в реке, по поверхности которой плывут клочья пены, возникающие ниже бытовых и навозных стоков. Однако, даже если вода в реке или пруду прозрачная, в ней могут находиться ядовитые вещества, опасные для жизни.
    Водоемы обычно заселены большим количеством живых организмов. В значительной степени видовое разнообразие и состав популяций отдельных видов зависит от антропогенной нагрузки на экосистему водоема, в частности, от загрязнения промышленными или бытовыми стоками. Поэтому необходимо систематически изучать воздействие технологических процессов на природную среду, чтобы осуществить прогноз ожидаемых изменений.
    Качество воды можно определить с помощью организмов-биоиндикаторов. Метод биоиндикации дает возможность в короткий срок обследовать большое количество объектов, кроме того, индикация воды с помощью биологических организмов является наиболее чувствительным методом.
    Именно биоиндикационные методы использовали юные экологи для проведения исследований. Учащиеся Монаковской средней школы занимались исследованием реки Оскол. Вода в Осколе когда-то была очень чистой, сама река - полноводной с богатым видовым составом растительности. Чрезмерное влияние техногенных факторов привело к обмелению, заиливанию реки, к ухудшению качеств и свойств воды. Работа началась с рекогносцировочного обследования, которое позволило получить предварительную картину экологического состояния реки, установить загрязняющие источники. С помощью методов биоиндикации определили класс чистоты воды реки Оскол на выбранных участках. Вывод: наибольшее влияние на процессы загрязнения водных объектов оказывают сточные воды промышленных предприятий, коммунальных служб города, животноводческих комплексов и фабрик, особенно при отсутствии ливневой канализации.
    Обучающиеся Курской основной школы проводили исследования на территории Лапыгинской сельской администрации, в селе Новокладовое, которое расположено в 11 км от города Старый Оскол и находится в живописном, окруженном лесами месте. На территории села расположено пять небольших озер, одно из них - в центре села. По воспоминаниям старожилов, когда-то в новокладовском озере было много воды, глубина - до 8 метров, водилась рыба. В последнее время озеро обмелело, заросло, при рекогносцировочном обследовании по берегам и в воде озера обнаружено много бытового мусора, остатков древесной растительности. Что же нужно предпринять, чтобы озеро не погибло, продолжало радовать местное население и стало, как раньше, излюбленным местом отдыха? Проведя исследования, ребята установили, что состояние водоема еще пока хорошее, но наличие в воде в большом количестве малощетинковых червей-кольчецов свидетельствует о том, что озеро погибает. Если не предпринять необходимых мер, то состояние озера будет ухудшаться. С целью сохранения новокладовского озера среди местного населения было проведено анкетирование, составлено письмо к Лапыгинской сельской администрации с просьбой о необходимости расчистки дна озера.
    Экологические отряды сельских школ постоянно осуществляют контроль за состоянием водоохранной зоны рек (проводят сбор мусора, обнаружение и расчистку родников), проводят эколого-просветительскую работу с жителями близлежащих населенных пунктов по очистке берега от бытового, строительного мусора, особенно в местах, предназначенных для купания.
    Работа юных экологов – пусть маленькая, но очень важная лепта в решение глобальной проблемы современности – сохранение водных объектов.
    Н.И. Маслова,
    педагог
    дополнительного образования
    станции юных натуралистов.

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Конкурс

Голосование

Лучше, если газета станет еженедельником?


Фотогалерея

Партнеры

Интервью