12+
Сегодня:
02 Декабря

  • Антироссийские железные дороги

    2015-01-010833Железнодорожники пытаются переложить ответственностьза отмену электричек на других

    На днях на имя белгородского губернатора поступило письмо, подписанное группой граждан. Граждане переживают: количество электричек сокращается с каждым годом, а значит, как следует из письма, «сложившееся положение дел с отменой пригородных поездов создаёт большие трудности для решения задачи, как добраться до места работы, медицинских учреждений, к учебным заведениям, магазинам». Авторы письма сетуют, что старики, женщины и дети вынуждены часами дожидаться другого транспорта и толкаться в очередях. В завершение письма губернатора призывают «принять все возможные меры по сохранению и дальнейшей работе пригородного железнодорожного транспорта в целом». На первый взгляд, ситуация выглядит предельно простой: народ просит правителя не оставить его без электричек. Но не тут-то было.
    К истории вопроса
    Весной прошлого года отдельные посетители белгородского вокзала заметили стран-
    ные изменения в его работе. Равнодушные доселе сотрудники вдруг стали ласково
    встречать пассажиров чуть ли не на входе в здание, выучили слова «здравствуйте» и «по-
    жалуйста», проявляя повышенную чуткость к нуждам тех, кто пользуется электричками.
    Народ от такого обращения, понятное дело, терялся. И слушал красивую исто-
    рию о том, что в скором времени тарифы на электрички в очередной раз взлетят до
    небес, и потому надо принять превентивные меры - написать письмо губернатору,
    дабы он обратился к федеральным властям и попросил у них субсидию на электрички.
    А чтобы народ сильно не заморачивался по поводу формулирования послания, услуж-
    ливые железнодорожники подсовывали ему бумагу: тут всё за тебя умные люди написа-
    ли, ты только распишись, родной!
    В письме содержался недвусмысленный призыв «сохранить ценовую доступность»
    электричек, а также «предусмотреть компенсацию перевозчику». То бишь железнодо-
    рожникам в лице пригородной пассажирской компании. Народ, понятное дело, внимал
    речам и с готовностью ставил подписи под соответствующие «болванки», которые за-
    тем отвезли в приёмную губернатора.
    Как и полагается «эффективным менеджерам», руководство железными дорогами
    всегда интересовалось мнением народа в последнюю очередь. Уже поэтому сам факт
    сбора подписей под эгидой некоей «общественной приёмной» и красноречивым
    названием «Сохраним поезд!» не может не вызывать вопросов. На первый взгляд,
    получается прямо как у Гоголя: унтер-офицерская вдова сама себя высекла - в том
    смысле, что железнодорожники не хотят повышения своих тарифов. Но стоит внима-
    тельно вчитаться в смысл подготовленного послания - и всё сразу становится на свои
    места. Наши железнодорожники просто попытались (и пытаются до сих пор) загребать
    жар чужими руками.
    За что мы платим?
    Итак, что мы имеем? На протяжении многих лет Белгородская область платит пере-
    возчику дотации - чтобы, значит, проезд в электричке не влетал трудовому человеку в
    копеечку. Речь идёт о десятках миллионов рублей в год. Это наши деньги - пусть даже
    их берут не напрямую при покупке билета в кассе, а из наших с вами налогов. В офи-
    циальных документах это дело именуется «компенсацией выпадающих доходов». Но
    железнодорожникам денег мало. Железно дорожники говорят: дайте ещё!
    Несколько лет назад белгородские чиновники поинтересовались у железнодо-
    рожников: а за что мы, в общем-то, платим?
    Сколько денег вы, ребята, тратите за аренду подвижного состава? Из чего, собственно
    говоря, складывается этот ваш тариф? Мы, конечно, готовы увеличить объёмы дотаций,
    но не могли бы вы экономически обосновать ваши тарифы и объяснить растущие аппети-
    ты? Проще говоря, правительство области согласилось компенсировать выпадающие
    доходы за услугу по перевозке пассажиров в пригородном направлении, но никак не
    убытки неэффективной компании по результатам её хозяйственной деятельности.
    Железнодорожники послали белгородских чиновников лесом: давайте сюда вашу
    субсидию, а вопросы оставьте при себе! Да, в договоре между областным правительс-
    твом и пассажирской компанией прописано: «Исполнитель обязуется предоставлять
    заказчику (правительству области) расчёты экономически обоснованного уровня тари-
    фов и другие документы по запросу заказчика». Но мало ли что в договорах пишут…
    Как результат, Комиссия по регулированию цен и тарифов Белгородской области
    решила, что в 2012 году перевозчик получит 26 миллионов рублей, а в 2013-м - 35 мил-
    лионов. Но поскольку железнодорожникам эта сумма показалась недостаточной, ле-
    том 2012 года они просто взяли и отменили
    сначала прямые электрички между Белгородом и Харьковом, а потом ещё несколь-
    ко пригородных маршрутов. Проще говоря, поставили власти перед выбором: или вы
    покрываете нам все убытки из средств налогоплательщиков, или...
    На тот момент «открытая и социально значимая компания» мнением народа отчего-то не шибко интересовалась. Её руководитель не обратился к белгородцам с вопросом о том, как жить дальше. Пресс-служба не направила в СМИ пресс-релизы с внятным разъяснением ситуации. Подтянутые топ-менеджеры из рекламных роликов, которые крутят на вокзальных экранах, не пытались рассказать, кто виноват и что делать.
    Народ по привычке проигнорировали. Народу к такому, конечно, не привыкать.
    Народ почесал в затылке и пересел на автобусы, благо владельцы «пазиков» и «га-
    зелей» такому повороту дела были только рады (кому война - кому мать родна!). И до-
    полнительных денег из белгородского бюджета железнодорожники не получили.
    Отменилась и Ржава
    Летом 1943 года тысячи белгородцев - наши деды и прадеды, - превозмогая голод и
    боль, строили трассу Старый Оскол - Ржава.
    Эту дорогу не зря назвали «дорогой жизни»: фронт нуждался в снарядах, бронетехнике,
    санитарных эшелонах. В первый же день их обстреляли с воздуха «мессершмиты». Но
    они не сдались. Молодые девчата, страдающие от недоедания мальчишки, немощные
    старики за 32 дня уложили 80 тысяч кубометров грунта и построили дорогу протяжён-
    ностью 95 километров.
    70 лет спустя дорога, которую строили всем миром, попала в руки эффективных
    «менеджеров» из железнодорожной компании. В январе 2014 года пригородная пас-
    сажирская компания объявила о полной отмене электричек Елец - Старый Оскол и
    Старый Оскол - Ржава.
    Дальше - больше. 26 апреля пассажиры купили билет на электричку Белгород - Гот-
    ня, но в поезд попасть не смогли - просто физически не помещались. Доведённые до
    отчаяния люди блокировали железнодорожные пути. И - о чудо! - недостающий вагон
    тут же нашёлся.
    Наконец, в августе железнодорожники «без объявления войны» отменили приго-
    родные поезда Готня - Хотмыжск и Старый Оскол - Валуйки. Продолжающееся проти-
    востояние заставило депутатов областной Думы обратиться к правительству России:
    помогите сохранить пассажирские железнодорожные перевозки на территории области!
    Впрочем, одним лишь обращением облас-
    тные власти не ограничиваются. Во-первых,
    они организуют альтернативное автобусное
    сообщение, привлекая перевозчиков: и сама
    дорога из пункта А в пункт Б обходится де-
    шевле, и ценообразование прозрачнее. Вовторых, увеличивают количество рейсов на
    маршрутах. В-третьих, ремонтируют и строят местные автодороги - чтобы развивать новые автобусные маршруты. Это - инвестиции в перевозки, а не в перевозчика.
    К вопросу об «эффективности»
    Сегодня стоимость проезда железнодорожным транспортом в России догнала и пе-
    регнала многие европейские страны. Более того, из белгородского аэропорта сегодня
    можно улететь в Москву дешевле, чем уехать поездом.
    Что делают железнодорожники в развитых странах, столкнувшись с проблемой
    снижения доходов? Правильно, оптимизируют расходы. Сокращают персонал. За-
    меняют медлительных кассирш быстрыми автоматами по продаже билетов. Предлага-
    ют специальные акции и тарифы выходного дня. Придумывают скидки для тех, кто зара-
    нее бронирует билеты в Интернете.
    Что делают их российские коллеги? То же самое, только с точностью до наоборот. Ска-
    жем, в 2010 году госмонополия содержала только одну дирекцию, но затем к ней при-
    бавились ещё две - «дирекция пассажирских обустройств» и «дирекция мотор-вагонного подвижного состава». Зарплату эти «эффективные менеджеры» получают в том числе благодаря нам с вами: сначала - когда мы покупаем билет, затем - когда отчисляем часть своего заработка на налоги.
    «Менеджеры», которые неспроста пишутся в кавычках, не хотят сокращать изде-
    ржки. «Менеджеры» не стремятся повысить качество услуг. «Менеджеры» хотят лишь
    одного - как можно дольше сохранять status quo. И потому они собирают наши подписи
    под петициями на имя губернаторов, лицемерно прикрывая свою неэффективность за-
    ботой о «сохранении ценовой доступности».
    Страна у нас большая, сетуют отдельные железнодорожники, вот и издержки - высо-
    кие. К слову, семь десятилетий назад бесноватый нацистский лидер Адольф Шикльгру-
    бер тоже очень переживал по поводу размеров моей страны. Это было как раз
    в те времена, когда моя покойная бабушка совсем молодой девчонкой чуть ли не голы-
    ми руками - с ломом и носилками! - строила отменённую нынче «дорогу жизни» Старый
    Оскол - Ржава…

    Олег Шевцов (“БИ”)

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Конкурс

Голосование

Лучше, если газета станет еженедельником?


Фотогалерея

Партнеры

Интервью