12+
Сегодня:
18 Августа

  • В объективе времени

    2016-02-180233ДЛЯ ЭТОЙ встречи в художественном музее не было, что называется, «информационного повода» - юбилея, годовщины какой-то даты, календарного праздника. В маленьком музейном зале на разнокалиберных стульях за некруглым столом собрались историки-краеведы, художники, журналисты и все те, кому интересен был разговор с культовым фотохудожником Староосколья Василием Матвеевичем Смотровым и Владимиром Григорьевичем Чуриковым - человеком, серьезно занимающимся краеведением, коллекционером исторических фотографий нашего округа, тоже фотохудожником.

    В начале беседы на вопросы отвечал Василий Смотров. Разговор коснулся особого восприятия мира, которое свойственно людям талантливым, художникам. И Василий Матвеевич пояснил, как он его понимает: «Художественное видение – обостренное восприятие красоты окружающего мира. Кто-то прошел и ничего не заметил, скользнул взглядом – и пошел дальше. А если у тебя есть это качество, то ты иначе воспринимаешь окружающее. Художественное видение можно развивать – и тут мы уже входим в область профессионализма. У меня лично это выражается в том, что даже просто идя по городу, я постоянно ловлю себя на «покадровом» зрении: вот, вот, вот – готовый кадр! Это даже уже мешает, становится навязчивым, но все большую наблюдательность развивает. И в эти моменты очень жаль, что нет с собой фотоаппарата».

    Мастер коснулся и своего становления в профессии. О художественной фотографии к моменту приезда на комсомольскую стройку в Старый Оскол Василий Смотров имел представление благодаря своему интересу к работам лучших российских и мировых фотохудожников и собственному опыту – уже были сделаны первые и вполне успешные шаги на этом пути. А вот мастерство репортажной съемки пришлось осваивать по мере того, как началась работа в газетах в качестве фотокорреспондента. Опыт художественной фотографии был на этом пути большим подспорьем – помогал грамотно и гармонично выстраивать кадр, видеть красоту в обыденном. И теперь, много лет спустя, именно В.М.Смотров признан главным фотолетописцем целой эпохи в истории нашего города.
    На вопрос: «Почему вы так мало пишете?» отшутился: «Чтобы не спрашивали – зачем так много пишу». А вообще, вспоминая время ученичества, Василий Матвеевич поведал об одном из первых своих репортажей. Он, будучи еще практикантом журфака ВГУ, готовил в печать материал под рубрикой «Из зала суда», и редактор очень строго и придирчиво отнеслась к написанному им, заставляя перепроверять и переписывать буквально каждое слово и каждую формулировку в статье. Смотров даже решил грешным делом, что строгая начальница невзлюбила его и просто придирается. Но позже он сказал ей спасибо за такую школу жизни и профессии. Получилось так, что суд вынес решение не в пользу истца, а им был высокопоставленный военный. Привыкший к почету и уважению товарищ явился в редакцию газеты и стал оспаривать факты, изложенные в статье. Два часа он буквально по предложению разбирал опубликованный материал, но вынужден был признать, что все изложено в соответствии с имеющимися фактами. «Вот тогда-то я и понял, какой ответственности и какого кропотливого труда требует, казалось бы, простая, живая и нескучная профессия журналиста». И вновь подытожил рассказ шуткой: «Потому и выбрал фотографию – ведь то, что запечатлел объектив – не оспоришь!»
    Рассказал Василий Матвеевич и об истории создания некоторых фотографий. Особенно помянул времена, когда наше общество «начало приходить в сознание». Этим выражением фотохудожник обозначил время возрождения христианства в стране. Весь советский период ее истории Василий Смотров много снимал заброшенные, полуразрушенные храмы, сохранявшие и в запущенности и забвении веры свое величие, красоту, достоинство. «Рад, что эти тяжелые времена позади. Вспоминаю съемку в одном из пригородных храмов. Что интересно, он был разорен, растащен – полы, железные резные решетки с окон были сняты и приспособлены в домашнем хозяйстве жителями окрестных домов, вынесено все, что могло пригодиться. Хотя загажен, осквернен бранными надписями храм не был, но и никаких надежд на его возрождение тоже не было. Одна только была там внутри фраза на стене: «Спаси и сохрани нас, Господи», - крупно углем было выведено на высоте человеческого роста…»
    Затронули и вопрос об изменениях, происшедших с нашим городом в целом и с его культурным уровнем в частности. Приехав сюда в 1975 году, Василий Смотров в одном из своих первых интервью охарактеризовал Старый Оскол как провинциальный городок районного значения. С тех пор многое изменилось. Но, по мнению фотолетописца, изменения произошли, скорее, количественного свойства. «Что же касается уровня культуры, то он по-прежнему невысок. Наш город подобен ребенку, который стремительно вырос и внешне производит впечатление взрослого человека, а умом остался дитя. Ведь в масштабах исторических сорок лет – не слишком большой срок для серьезного роста культурного уровня. Вот возьмем, хотя бы, здание, в котором мы сегодня собрались. Много раз на различных уровнях поднимался вопрос о переносе городского художественного музея в другое, более подходящее для него место. Чтобы экспонаты не ютились в маленьких тесных залах, чтобы была галерея, где можно было бы достойно представить зрителю работы местных художников или передвижные экспозиции. Идет время, но ничего не меняется. А это и есть показатель культурного уровня, отношения к культуре. Что там говорить, меня подвозил сюда приятель на машине, и я долго объяснял ему, где находится наш художественный музей. Многие местные жители этого не знают – стыд и срам!» Трудно что-то возразить на это. Торговые центры растут, как грибы после дождя, а театр который год кочует по временным залам, своей галереи нет, как нет и парка отдыха для горожан. Вспомнили и бесследно канувший в никуда памятник деревянной архитектуры, выстоявший в военное лихолетье, но не переживший хаоса девяностых дом купца Кобзева, другие памятники архитектуры, бесцеремонно снесенные, замененные типовыми безликими многоэтажками.
    Собиратель старинных фотографий, краевед и фотохудожник Владимир Григорьевич Чуриков рассказал о своей коллекции. Прошлое смотрит на нас со снимков столетней давности, и с тех, что ближе к нам по времени, - а мы с удивлением узнаем места, тысячи раз виденные и хоженые, но бывшие когда-то совсем иными. Интереснейшая получилась экскурсия. Городской сад, центральные соборы, давно разрушенные, маленькие слободские улочки, речки и мосты, памятники прежним кумирам, городские пейзажи, израненный военный Оскол… О каждой фотографии, о каждом доме на ней, будь то купеческие хоромы или изба, крытая соломой, Владимир Чуриков может рассказывать много и интересно. Закончилась встреча просмотром работ, которые В.Г. Чуриков создал сам в качестве фотохудожника.

    Галина ГОРЧИЛИНА.
    Фото Анны Поплавской.

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Конкурс

EUR18/0859.250.4031
EUR18/0869.650.3427
Старый Оскол: ночью

АРХИВ

Выберите номер:

Голосование

Лучше, если газета станет еженедельником?


Каталог предприятий

    ▼ Развернуть

    Фотогалерея

    Партнеры

    Интервью