12+
Сегодня:
21 Октября

  • Две эпохи на одной сцене

    2016-04-090180ЧТО, на мой взгляд, сегодня происходит во многих театрах страны? Театры стремительно теряют лица. Становятся похожими друг на друга. Их репертуар не отличается от других. Они не имеют своего индивидуального пути, направления, компаса, путеводной звезды, иногда и фундамента. Такие театры не берегут живых традиций, их легко пошатнуть, даже переформатировать, скажем, в антрепризные, не требующие ничего, кроме здания и площадки, ориентированные исключительно на коммерческий успех. Поэтому особенно важно и почетно присвоение нашему Старооскольскому театру для детей и молодежи имени известного театрального режиссера, народного артиста СССР Бориса Равенских, юность которого, формирование мировоззрения прошло на нашей земле.

    Старооскольская земля зародила в нем будущий масштаб Личности. Мало кому удается прожить в профессии так честно и достойно, как он. Даже в годы жесточайшей цензуры, непримиримый к конъюнктуре, несговорчивый, неподвластный, он оставался честным в творчестве, выкладываясь и сгорая, ставя каждый спектакль, как последний.
    Начиналось все с поручения. Поручения почти безнадежного. В год смерти Иосифа Сталина Борису Равенских было предложено, а, по сути, приказано поставить сказку про замечательную колхозную жизнь. Отказаться нельзя. Поставить - обречь себя на провал. Но его Учитель, уже расстрелянный к тому времени Всеволод Мейерхольд, научил его самому важному качеству режиссера - умению Сочинять. Сам Мейерхольд, и в этом уверены все его ученики, мог сочинить спектакль из телефонной книги. И вот Борис Равенских в 1953 году сочинил музыкальный спектакль, в котором пророчески появился свет надежды на лучшую жизнь. «На крылечке твоем каждый вечер вдвоем...» Знаменитая «Свадьба с приданым», фильм-спектакль, который вот уже 63 года раз в сезон обязательно показывают по телевидению. А актриса, исполнившая там, в 1953-м году, главную роль, народная артистка Советского Союза Вера Кузьминична Васильева, и сегодня играющая в Москве в театре Сатиры, совсем недавно подписала наше совместное ходатайство Совету депутатов о присвоении имени ее любимого режиссера Старооскольскому театру для детей и молодежи.
    Меня часто спрашивают: «А что даст присвоение имени Равенских театру?» Иногда прибавляют: «Какие материальные блага?» Отвечаю: «Никаких материальных благ, ничего, кроме чувства ответственности перед высотой критериев гениального Художника».
    Мое формирование как режиссера было в 60-е, 70-е годы. А в это время был ПРОРЫВ! Прорыв пяти великих режиссеров, поднявших советский театр на мировую высоту. Я перечислю эти фамилии: Г.А.Товстоногов, О.Н.Ефремов, А.В.Эфрос, Ю.П.Любимов, Б.И. Равенских, потому что считаю их своими учителями. Вот спектакли Бориса Ивановича, которые, будучи студентом и педагогом, я видел в Москве: Николай Островский «Драматическая песня», Игорь Голосовский «Алый камень», Борис Васильев «Самый последний день», Леонид Андреев «Дни нашей жизни», Лев Толстой «Власть тьмы», Алексей Толстой «Царь Феодор Иоаннович», Ион Друцэ «Возвращение на круги своя». Предполагаемый вопрос: эпоха Равенских и наша эпоха, они же разные! Что означает присвоение его имени театру? Ведь не будет же Старооскольский театр копировать его спектакли? Даже если удастся поставить «Царь Феодор Иоаннович» - это уже будет совершенно другой спектакль! Та эпоха и наша эпоха, что их роднит? Ответ - постановки Б.И. Равенских и по произведениям классики и современной драматургии обладали тем, что сейчас уходит из театра - сверхзадачей! Причем такой силы, которая вызывала потрясение и оставалась в памяти на долгие годы. Борис Иванович говорил: «Надо ставить такие спектакли, после которых зрители долгое время ни о чем ином, кроме полученных впечатлений, думать не могли». И еще: «Режиссер должен думать, очень внимательно думать. Каково место Родины на нашей планете? Судьба нашей Родины? Судьба народа. Понимать, что к нему ежедневно приходят 1000 зрителей в театр. Он влияет на интеллект зрителя, на душу, на сердце, на его духовное воспитание». И добавлял: «Театр отвечает за здоровье нации».
    Вот высота планки, которую он поставил перед собой. Может ли наш театр в настоящее время взять эту высоту? Откровенно говоря, очень сложно, но надо пытаться, каждой новой работой, выбором, замыслом, воплощением, иначе уйдет, исчезнет смысл творчества. Да, изменилась эпоха, пришло новое поколение зрителей, которым неизвестно, что театр Равенских был Властителем Дум, сместились критерии, отличающие подлинность от подделок, и драматический психологический репертуарный театр катарсиса уступает место театру развлечений, зрелищ, что само по себе и неплохо, если при этом не теряется влияние на интеллект, душу и сердце зрителей. И все-таки имя Б.И. Равенских дает защиту в сохранении репертуарного театра. Защиту миссии театра, в котором нравственность, человеческое достоинство, как и в эпоху Бориса Ивановича Равенских, играют главную роль!

    Семен Михайлович ЛОСЕВ,
    художественный руководитель
    Старооскольского театра
    для детей и молодежи.

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Конкурс

EUR21/1057.510.0588
EUR21/1067.890.0406
Старый Оскол: ночью

АРХИВ

Выберите номер:

Голосование

Лучше, если газета станет еженедельником?


Каталог предприятий

    ▼ Развернуть

    Фотогалерея

    Партнеры

    Интервью