12+
Сегодня:
22 Ноября

  • Самое дорогое наследство

    2017-10-31089С ШЕСТНАДЦАТИ лет Александра Петровна Цапкова-Емельянова трудилась на Новооскольской дистанции пути монтёром. Это сейчас людей моложе 18 лет на транспорт не берут, а тогда дороги были каждые рабочие руки.

    Работа монтёра пути требует и физической силы, и выносливости. приходилось работать и в жару, и в морозы. Но трудиться Александра привыкла с детства. Поначалу ее семья жила в Донецке, и когда Саше было 11 лет, ее отец Петр Дмитриевич погиб в шахте. После похорон мать Ульяна Петровна с тремя детьми возвратилась на родину, в Староивановку. Чтобы поднять детей, работала на путях до самой старости вместе со своими сёстрами Марией и Марфой, которые к пенсии имели по 40 лет трудового стажа.

    Когда началась Великая Оте-чественная война, железнодорожники находились на военном положении, в их числе и Александра. В 1943 году, как только исполнилось 19 лет, девушка была направлена в военно-эксплуатационное отделение №45. Отделение должно было идти вслед за фронтом, восстанавливая железнодорожное хозяйство, пути, необходимые для подвоза снарядов, техники и живой силы. Старооскольский узел относился тогда к Московско-Донбасской железной дороге, а отделение дороги было за пять суток сформировано на станции Кашира. Сюда входили работники всех специальностей: путейцы, эксплуатационники, дежурные по станции, стрелочники, связисты, вагонники, локомотивщики. Поезд, в котором они переезжали с места на место, состоял из деревянных вагонов-теплушек с двухъярусными нарами и печками-буржуйками. Иногда состав отдавали для солдат, тогда рабочие жили в бараках. Работали, не считаясь со временем, по 18 часов в сутки, а иногда и больше. Укладка пути, стрелочных переводов - всё выполнялось вручную. От станции Узловая состав шёл на Брянск. Восстановили станцию - пошли дальше на Унечу, Гомель, Волковысск, Костюковку. На каждой станции оставляли путевых обходчиков, стрелочников, дежурных по станции, связистов и других сотрудников. Часто работу прерывали бомбёжки.
    - Было очень страшно, - вспоминает Александра Петровна, - но работу продолжали. После трудового дня с котелками шли в вагон-кухню, уставшие, перемерзшие, порой вымокшие до нитки. Когда возвращались в свой вагон, то места около буржуйки всем не хватало - обсушиться было негде и погреться тоже. От усталости падали на нары одетыми, а утром - снова на работу.
    9 мая Александра и ее товарищи встретили в Польше на станции Белосток. Люди плакали от радости, смеялись, пели, обнимались, целовались, а потом опять плакали. Это невозможно забыть.
    После Белостока, на обратном пути, работники отделения восстанавливали станции Барановичи и Ожерелье. Александра Петровна работала монтёром пути до 1946 года включительно. Потом сильно простудилась и целый год лечилась в Москве.
    В Старый Оскол она приехала в 1948-м году, работать пошла на станцию билетным кассиром. В 1951-м году вышла замуж, родила троих детей. Ушла на заслуженный отдых, когда ей было 62 года, а стаж работы на транспорте составлял 46 лет. Её фотография постоянно висела на Доске почета.
    Когда Александра Петровна уходила на пенсию, жалели об этом не только работники вокзала и всего железнодорожного узла, но и пассажиры. Она никогда никого не обидела, могла уладить любой конфликт. В то время не было поездов местного формирования, а проходящие шли переполненными, купить билет было очень сложно. Если человеку срочно надо было уехать, А.П. Емельянова искала любую возможность помочь - подходила к начальнику проходящего поезда, договаривалась с ним и продавала билеты за счёт высадки пассажиров на следующей за Старым Осколом станции.
    Муж Александры Петровны Алексей Иванович Емельянов 38 лет работал машинистом локомотивного депо. Общий трудовой стаж этой династии железнодорожников - более двухсот лет.
    О династии Емельяновых на дороге знают хорошо. Татьяна Алексеевна Шабанова (Емельянова), дочь нашей героини, не сомневалась, какую профессию выбирать. Она пришла на вокзал станции Старый Оскол в апреле 1975 года учеником билетного кассира. Вскоре сдала экзамены и стала работать самостоятельно. В том же году она поступила в Воронежский железнодорожный техникум и успешно его окончила. Уже работая старшим билетным кассиром, училась в Российском государственном открытом техническом университете путей сообщения. В 2005 году Татьяну Алексеевну назначили начальником вокзала, к тому времени стаж её работы на железнодорожном транспорте составлял 30 лет.
    - Требовательная, принципиальная, она подаёт хороший пример подчинённым. У неё всегда и везде порядок, - так отзывается о Т.А. Шабановой бывший заместитель начальника Белгородской дирекции по обслуживанию пассажиров Владимир Петрук.
    В трудовой книжке Татьяны Алексеевны - 16 поощрений за хорошую работу, а в 1994 году она была награждена именными часами, которые вручил ей министр путей сообщения.
    Александре Петровне Емельяновой сейчас 93 года. Порой покидают силы, но всегда рядом заботливые, любящие родные и близкие люди. Пролетели годы, но жива память о пережитом, о времени, полном радостей и горестей, трудовых побед. И это самое дорогое наследие, которое дети и внуки, все мы должны бережно хранить.

    Мария ПУТИЛИНА.

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Конкурс

EUR22/1159.46-0.1858
EUR22/1169.82-0.153
Старый Оскол: ночью

АРХИВ

Выберите номер:

Голосование

Лучше, если газета станет еженедельником?


Каталог предприятий

    ▼ Развернуть

    Фотогалерея

    Партнеры

    Интервью