12+
Сегодня:
23 Сентября

  • Служилые люди села Роговатое

    2013-10-150939Продолжение. Начало в №№ 115, 118, 122.Как видим, село Роговатое являет собой типичный пример поселения, во множестве появившихся во второй половине XVII века на южной окраине государства. Типичными для таких селений являются и поземельные отношения.

     Однако следует учитывать особенности землевладения провинциальных детей боярских того периода. Этот социальный слой ко второй половине XVII века составлял самую многочисленную часть «военно-служилых людей», осваивавших территорию Белгородской черты. Само понятие «по отечеству» отчетливо указывает на преемственность поколений, выполнявших военные обязанности. Несомненно, в составе «детей боярских» находились и военно-служилые люди, не относившиеся к «потомственным детям боярским», но обладавшие личной свободой и происходившие из мелкопоместных или беспоместных военно-служилых групп населения. Заселение Новооскольского уезда осуществлялось разнообразными категориями служилых людей, прежде всего и главным образом, «детьми боярскими городовыми». Поселённые на территории уезда служилые люди, как правило, получали относительно небольшие земельные владения, к тому же у них полностью отсутствуют зависимые крестьяне. Анализ сказок служилых людей села Роговатое выявил средний надел служилого землевладельца - в пределах 12-20 четвертей человеку «в поле, а в дву потому ж», то есть, в среднем 36-60 чети (20-33 га) человеку. 
    Землевладение служилых людей подчинялось нормам поместного права, и дача служилого человека до конца XVII века строго обуславливалась службой. Поэтому, принцип невыхода земли из службы поддерживался до тех пор, пока существовала поместная армия. Отсюда и стремление соблюдать обязательность передачи поместья в случае прекращения службы только боеспособному мужчине. Такая передача, прежде всего, расценивалась как передача обязанностей. Вероятно, по этой причине в сказках служилых людей мы довольно часто встречаем упоминание о передаче поместья отца сыну: «…отцовского поместья за мной в селе Роговатом вопче того села з детьми боярскими 12 чети».
    Правительство понимало выгоды сохранения мелкого служилого землевладения по Белгородской черте служившей усилению обороны южной границы государства, стремилось не допустить проникновения «всяких чинов московских людей» в южные уезды. С этой целью законом 17 мая 1671 г. объявлялись заказными (закрытыми) города Белгородской черты. Поместный приказ устанавливал контроль за пожалованием земель в южных уездах. Раздача поместий и вотчин московским чинам, а также сделки на землю местных служилых людей с иногородними в заказных городах были категорически запрещены. Сделки на землю допускались только между местными служилыми людьми. Городовым воеводам вменялось в обязанность следить, чтобы дети боярские «поместий своих и вотчин и крестьянских и бобыльских дворов всех дач на сторону никому не поступались и в оброк не здавали и не меняли». Разрешалось пускать в оборот только «треть или половину, чтобы им вовсе беспоместными не быть» и «было с чего службу служить». Такие запретительные меры правительство мотивировало заботой о том, «чтоб от того Белогородского полку служилым людем утеснения и изгоны и в землях оскудения не было».
    Право на индивидуальный земельный надел служилого человека оформлялось или царской грамотой или выписями из отказных книг. Отказными книгами назывались письменные свидетельства распределения пустых («порозжих») земель и урочищ между служилыми людьми по их просьбе (челобитью).
    Большинство мелкопоместных ратных людей, в том числе и жители села Роговатое, не имея зависимых крестьян, должны были своими руками обрабатывать землю – «крестьян и бобылей нет, пашет сам», - отмечали в таком случае писцы в разборных книгах. Здесь-то и заканчивалась помещичья суть служилых людей. По этому поводу исследователь южной окраины России В. Важинский отмечал, что «как только служилый человек терял крестьян и лично брался за соху, начинался процесс разрушения его феодальной природы».
    Село Роговатое находилось в составе Новооскольского уезда, который, как и соседние уезды являлся составной частью военно-административного формирования Белгородского разряда (Белгородского полка), где управление строилось по военному образцу. Управление уездом осуществлял назначаемый правительством воевода, а служилые люди выбирали на сходе должностных лиц мирского самоуправления: голов выборных, сотенных, заказных, а также пятидесятников и десятников. Выборы проводились с санкции воеводы. Составлялась выборная запись, которая хранилась в приказной избе или высылалась в Разряд. Выборных следует рассматривать как низшую выборную мирскую администрацию, призванную выступать от имени всех жителей поселения, защищать интересы общины в правительственных учреждениях. Такая организация способствовала не только быстрому сбору служилых людей в случае начала военных действий, но и внутреннему устройству в каждом селении.
    Помимо основных управленческих структурных единиц – уезда, станов и сотен, существовала еще одна форма управления – приходы. Возведение в Роговатом храма и формирование сельского прихода, вероятно, происходило в период между 1672-1674 гг. Такое предположение вытекает из архивных материалов. Если в сказках 1672 г. служилые люди, говоря о своем местонахождении, указывают на Новооскольский уезд, Потуданский стан и деревню Роговатое, то в сказках 1675 г. сообщают о себе иное – «…поместной земли за мной в Новооскольском уезде Потуданском стане Сергиевском приходе селе Роговатом…». Из наименования прихода видно, что храм освящен во имя Преподобного Сергия Радонежского – великого подвижника земли Русской. Можно долго рассуждать о причинах выбора храму имени этого Святого, но интересно другое, в соседнем Старооскольском уезде в честь его имени не освящен, ни один храм. Сергиевский приход в Роговатом существует более трёхсот лет, и священнослужители являлись не только духовниками прихожан, но и принимали активное участие в управлении и повседневной жизни жителей села, выполняли не только определенные религиозные обряды, но и служили «порукой» в решении судебных, спорных и иных повседневных вопросах своих прихожан.
    Надо отдать должное умению наших предков находить места для селений. Как правило, такие места были не только хорошо защищены самой природой, но и удобны, выгодны в практическом отношении. В нашем случае место, выбранное для поселения - «в Роговатом лесу в поляне» - возвышенность, с трех сторон окруженная оврагами, густо поросшими лесом, - как нельзя лучше отвечало целям защиты населения от внезапных нападений. Используя защитные свойства местности, наши предки не упускали из виду и ее художественные достоинства. Взгорки и лога, густой лес - все эти природные компоненты ландшафта не только защищали поселение, но и усиливали выразительность его облика. Первопоселенцы – русские мужики, одинаково мастерски владевшие топором плотника, оружием воина и крестьянской сохой. Именно их стараниями была поставлена высокая шатрового типа церковь, силуэт которой резко выделялся среди прочих деревенских построек, определяя внешний вид и подчеркивая значение села - основного поселения прихода. Свободная постановка крупных зданий характерная для древнерусского зодчества, была обычным приемом при сооружении церкви. Храм становился своеобразным центром, организующим сельское поселение и связывающим его с окружающим ландшафтом. Вокруг него группировались усадьбы жителей и церковного притча.
    Без всякого сомнения, полувоенный быт служилых людей накладывал отпечаток практически на все стороны жизни людей. Поэтому, усадьба, имевшая в плане прямоугольный двор, огораживалась вкруговую высокой крепкой оградой из горизонтальных бревен с плотными воротами или тыном (ряды вбитых в землю стоячих бревен) – «двор тыном» или «забран в замет». Живя под угрозой внезапного нападения и грабежа, значительную часть времени посвящая по делам службы на разъезды вдали от дома, служилые люди постепенно приобрели равнодушие к удобствам жизни и не стремились особо к улучшению своего быта, довольствуясь наличием минимальных удобств для жизни и тем, что дает природа. Тип усадьбы, внешний облик жилой части избы и хозяйственных дворовых построек, планировка внутреннего пространства – всё это определялось природно-климатическими условиями, государственным и религиозным регулированием и традициями той местности, откуда служилые люди прибыли в село. За сравнительно небольшой промежуток времени у жителей поселения, прибывших из различных регионов России, вряд ли сложились особые местные традиции.

    Владимир ЮДИН,
    краевед.
    (Продолжение следует).

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Конкурс

Голосование

Лучше, если газета станет еженедельником?


Фотогалерея

Партнеры

Интервью